Adler — германская компания, начинавшая с производства велосипедов и пишущих машинок, впоследствии развилось производившая легковые автомобили и мотоциклы. Компания существовала с 1880 года по 1957 год.
История создания Adler.
Логотип немецкой автомобильной компании Adler.
Легендарная пишущая машинка Адлер 7, производившаяся с 1899 года.
Adler Vis-a-Vis.
Adler 8PS во время путешествия Бирбаума.
Adler 7-15PS.
Adler Diplomat 3 с газогенератором.
Adler Diplomat.
Гоночный Adler 10-50PS.
Adler 2 Liter 1939 года.
Адлер Автобан.
Adler Trumpf Karman 1,7 л 1934 года в Барселоне.
Adler Standard 6, машина Кларенора Стинса.
Adler 2,5 л Cabrio.
КомпанияAdler была основана в 1880 году, на ранних этапах своего развития она выпускала велосипеды и пишущие машинки, позднее начала производить мотоциклы и легковые автомобили.
До Первой мировой войны компания использовала 2 и 4-цилиндровые двигатели De Dion, рабочий объём которых варьировался от 1032 до 9081 см³. A c 1902 года, когда техническим директором стал Эдмунд Румплер, фирма использовала и двигатели собственного производства. Эти машины, под управлением Эрвина и Отто Клэйеров (сыновей основателя фирмы Генриха Клэйера) и Альфреда Тевеса участвовали в автомобильных соревнований. В 1920-х годах Карл Ирион участвовал в гонках на автомобилях Adler. Многие стандартные модели, построенные в период с 1927 по 1934 год, имели кузова от Gropius и Neuss. На них ставились 6-цилиндровые моторы объёмом 2916 см³ и 8-цилиндровые объёмом 3887 см³. Standard стал первым европейским автомобилем с гидравлическими тормозами, начиная с 1926 года он оснащался системой ATE-Lockheed. С 1927 по 1929 год Клеренора Штиннес объехала мир на автомобиле Adler Standard 6.
В декабре 1930 года главным инженером Adler становится Йозеф Ганц (нем. Josef Ganz), по совместительству являвшийся также главным редактором журнала Motor-Kritik. В первые месяцы 1931 года он создаёт прототип автомобиля с трубчатым шасси, центрально расположенным двигателем и независимой подвеской, который получает название Maikäfer (нем. Майский жук)[3]. После смены руководства Adler, новым директором становится Ханс-Густав Рёр (нем. Hans Gustav Röhr) и компания сосредотачивается на разработке переднего привода.
В 1930-х годах компания представила переднеприводные модели Trumpf и Trumpf-Junior с 4-цилиндровыми моторами объёмом от 995 до 1645 см³. Эти автомобили участвовали во многих гонках, в том числе в Ле-Мане. Машины с двигателями Favorit, 6-цилиндровым Diplomat, 4-цилиндровым, 6-цилиндровым и кузовами от Ambi-Budd и Karmann были заднеприводными. Последней новой моделью автомобиля стал Adler с 6-цилиндром двигателем объёмом 2,5 л, мощностью 58 л/с 1937 года. Благодаря «обтекаемому» кузову, разработанному Паулем Яраем, автомобиль мог разгоняться до 125 км/ч.
После Второй мировой войны завод оказался разрушен и о производстве легковых автомобилей пришлось забыть. Производство мотоциклов возобновилось в 1949 году и продолжалось последующие восемь лет. В рамках репараций союзникам новые мотоциклы продавались в Великобритании фирмой BSA, а затем Ariel под названиями Arrow и Leader. Adler возвращается к истокам и сосредотачивается на выпуске офисной продукции. В 1957 году компания сливается с Trumpf-Adler и входит в состав Grundig, а позднее Olivetti и прекращает своё независимое существования.
На красном кабриолете Adler Trumpf Junior ездят Трус, Балбес и Бывалый в кинокомедии «Кавказская пленница».
Основатель компании Adler.
Генрих Кляйер, основатель фирмы, сначала продавал велосипеды, которые собирал в своей мастерской во Франкфурте-на-Майне в 1880. Свой первый автомобиль Adler он представил публике в 1900 году. Во время Первой мировой войны выпускAdler был приостановлен и возобновился только после ее окончания. В 1932 разработка модели Trumpf стала поворотным пунктом в развитии фирмы. Автомобиль был оснащен передним приводом и качающейся осью. Эта конструкция принесла фирмеAdler мировую известность. Во время Второй мировой войны завод во Франкфурте был разрушен. После войныAdler перешел на выпуск пишущих машинок, выпуск автомобилей был прекращен.
Управляемые Эрвином Кляйером и Отто Кляйером - сыновьями Генриха Кляйера, а также Альфредом Тивсом, эти автомобили побеждали на многих спортивных состязаниях.
Во время Первой мировой войны выпуск автомобилей Adler был приостановлен и возобновился после ее окончания. Популярными моделями 1920-х годов были: 2298CC, 1550CC и 4700CC с 4-цилиндровыми двигателями и 2580CC - с 6-цилиндровым двигателем.
Кузова Gropius и Neuss были на многих моделях, построенных с 1927 по 1934 годы. Они имели 2916CC 6-цилиндровый двигатель и 3887CC 8-цилиндровый двигатель.
Переднеприводные модели Adler Trumpf в 1930-х с 995CC, 1494CC и 1645CC 4-цилиндровыми двигателями добились многочисленных успехов в гонках, включая 24 часа Ле Ман. В 1932 разработка модели Adler Trumpf стала поворотным пунктом в развитии фирмы. Автомобиль был оснащен передним приводом и качающейся осью. Эта конструкция принесла фирме Adler мировую известность.
Среди заднеприводных автомобилей Adler были 1943CC Favorite, 2916CC 6-цилиндровый Diplomat и 1910CC 4-цилиндровый и 2494CC 6-цилиндровый модели с частично обтекаемыми кузовами, построенными до Второй Мировой войны.
Первый автомобиль компании Adler.
1901 год. Adler Vis-A-Vis - первый автомобиль компании.
Adler Vis-A-Vis - первый автомобиль компании Adler.
В 1899 году Кляйнер посещает Париж, где увидел новый автомобиль Луи Рено. Он его настолько впечатляет, что решает сам заняться производством автомобилей. Поэтому не удивительно, что первый автомобиль который появился в 1900м году напоминал Рено. На машине был 1 цилиндровый мотор Де Дион. Кузов Vis-à-Vis был прикреплен к трубчатой раме, а момент к задним колёсам шел через карданный вал. Машина имела мотор в 400 кубов и мощность 3.5 силы, что позволяло разгоняться до 35км/ч.
В том же году появилась более мощная модель — 4,5 PS с 510 кубовым мотором. Через год фирма начала выпускать и мотоциклы, за одно появилась 8 сильная модель 8 PS с 860 кубовым мотором. На такой машине Отто Бирбаум отправится в 1902м году вместе с женой в автомобильное путешествие из Германии в Италию. Позже он об этом путешествии напишет книгу.
Кляйер решил расширить производственную программу лицензионными многоцилиндровыми двигателями, он в 1903м в фирму приходит инженер Эдмунд Румплер. Он разрабатывает 4х цилиндровый мотор объёмом в 4л для модели 24/28 PS и 2х цилиндровый 2х литровый для 8/12 PS. На первой модели сыновья Генриха Кляйера — Эрвин и Отто получат множество призовых мест в разных автогонках.
Новшество изобретённое Румплером и впервые использованное на Адлере — встроенная в мотор коробка передач. Впервые применённая на люкс-модели марки — 40/50PS, с 7.5л мотором. Впервые эта машина была представлена в 1905 году.
Техническая характеристика.
Фирма "Адлер" известна в автомобилестроении с 1902 года. Она дала о себе знать прогрессивным решением ходовой части и аэродинамичным кузовом.
В 1936 году "Адлер" представил на Берлинском автосалоне новое спортивное "купе", которое отличалось многими техническими новинками. Алюминиевый кузов аэродинамической формы был укреплен на трубчатых профилях, жестко соединенных с рамой. Двигатель был позаимствован из апробированной концепции 1,7-литрового двигателя "Триумф". Это был рядный четырехцилиндровый двигатель SV, объемом 1645 см3 и мощностью 33 кВт при 4000 об/мин.
После успеха в гонках "24 часа Ле-Ман" "Адлер" переориентировался на шестицилиндровый двигатель, и модель "Автобан" стала применима и для шоссейного движения. С объемом двигателя 2494 см3, который имел мощность 42,6 кВт при 3800 об/мин, автомобиль мог достичь скорости в 125 км/ч. В спортивной версии с двигателем мощностью 58,8 кВт модель легко достигала скорости в 150 км/ч. Клапанное распределение SV было безупречно до набора двигателем максимальных оборотов - 4200 об/мин. В отличие от других моделей "Адлера", автомобиль имел ведущую заднюю ось.
Ходовым качествам способствовали обе разрезные оси. Передние колеса были подвешены на плечах рычажных амортизаторов и поперечных четвертьэллиптических рессорах. Имелись гидравлические компенсаторы гибких деформаций и гидравлические тормоза на всех четырех колесах.
Фирма представляла средний класс и не сумела войти в класс "великих". Скорее всего, это был не вопрос качества, просто модели ее были недорогими.
Adler Trumpf Junior - автомобиль из фильма
Adler Trumpf Junior - автомобиль из фильма Кавказская пленница .
Красный автомобиль на котором ездили Бывалый, Трус и Балбес из фильма "Кавказкая пленница" - это Adler Trumpf Junior 1935 года выпуска. Германия.
Один из первых немецких переднеприводных автомобилей. Известна фирма "Адлер" и своими велосипедами, и своими швейными машинками.
Эту машину можно увидеть в знаменитом кинофильме "Кавказская пленница" - куда Балбес (Никулин), Трус (Вицин) грузили "невесту"(Варлей), и откуда "Бывалый" (Моргунов) всегда отвинчивал статуэтку Оленя от 21-й Волги. Механизм кабриолета похож на механизмы, аналогичных по принципу и форме, Москвич-400 кабриолет и ГАЗ-20 "Победа" с кузовом кабриолет.