В 1930 году в Москве был основан Московский завод малолитражных автомобилей. В 2002 году АО "Москвич" было признано банкротом, а завод был брошен. К 2010 году всё что можно — было порезано на металл, документы из административных зданий унесены случайными людьми. Но что же произошло за этот период? История МЗМА — безусловно, славная и необычная, и уж куда интереснее истории АвтоВАЗ–а.Начнём с 1930 года. Тогда на заводе собирались автомобили FORD и назывался он автосборочным. Ничего интересного собираемые Форды А и АА не представляли из себя и уж о исключительной роли отечественных конструкторов тут сказать нечего — не было её, как таковой. Самостоятельное развитие завода началось с Великой Отечественной Войной — тогда будущий завод "Москвич" работал в военных целях. После 1945 года из побеждённой Германии было вывезено множество машиностроительных агрегатов Opel и начато производство Opel Kadett образца 1938 года. Завод переименовали в МЗМА. После освоения выпуска Opel Kadett на его основе был разработан Москвич–401. Производство носило серийный характер и впервые использовались самостоятельные конструкторские решения сотрудников завода.
Испытания автомобилей проходили в том числе и в трудных условиях — болота, холмы, бездорожье… Завод расцветал и набирал обороты. Через несколько лет МЗМА стал выпускать и спортивные автомобили — уже полностью свои разработки. Они принимали участие в практически первых советских автогонках такого уровня.
МЗМА–"Салют" на Вашем экране. 1950 год.
Молодые кадры составляли основу коллектива. Сотрудники завода ездили в командировки за границу, получая там дополнительный опыт и знания.
На этой фотографии — так называемое "коммерческое шасси". На него можно было установить хоть будку, хоть грузовой кузов. Производство экспериментальных автомобилей по–настоящему развернулось в начале 50–х. Конструктора не боялись пробовать — появлялось множество модификаций. Например, это установка для запуска реактивных авиадвигателей. Полноприводный "Москвич". Такие автомобили стали вторым поколением "Москвичей", отличаясь новым внешним видом, улучшенной конструкцией, дающей в итоге уникальные ходовые качества. Столковение с лосём. На государственных испытаниях. Один из тех экспериментальных автомобилей, о которых говорилось выше — Москвич А–9. Вспомогательный автоагрегат, использовавшийся на испытаниях.
Москвич–444 — это первый прототип "горбатого" "Запорожца". Их собрали десять штук и затем передали производство на завод "Коммунар", теперь — "ЗАЗ". Один из рисунков неизвестного художника, работавшего на МЗМА :)
На заводе проводились политзанятия — куда ж без них? И кто знает, какую они на самом деле сыграли роль… А ещё на завод приезжали ансамбли :)
Гоночный Москвич 407–Г2. Именно эти люди занимались конструированием кузовов — как видно, в 50–х на завод уже пришло старшее поколение. Нередки были конфликты с молодыми конструкторами.
Решительно новый на то время Москвич–408 проходил испытания почти полгода. Забавно, что его привычная нам внешность (мало ли 408–412–х ездит по улицам) изначально была совершенно не такой:
Ралли Лондон–Сидней. За радикально новый внешний вид, который не выглядит сильно устаревшим и по сей день следует благодарить именно молодую команду конструкторов.
Ещё одни никому не известные "Москвичи" — это джипы 415/416. Неизвестно, что им помешало пойти в серию, но на их разработку ушли годы. Как оказалось, зря.
Ещё одной разработкой, не получившей хода, был Москвич–408–ГТ (Гранд–Туризмо). О нём я уже писал ранее, но стоит отметить, что 408–ГТ имел инжекторный двигатель — редкость на те времена. А вот несколько фотографий серии 3–5–#. Пластилиновый макет Москвичей серии 3–5–*. Главный конструктор. Впоследствии судьба этих автомобилей была печальна (но сохранилось 2 экземпляра, один из которых в плачевном состоянии). Но тогда верили в будущее этой серии и создавали один за другим экземпляры и модификации.
Для конца 60–х — это неплохой дизайн, согласитесь. Конструкторы совершили поездку в Суздаль на экспериментальных авто.
Но выпуск этих почти готовых к выходу "в серию" автомобилей (с АКПП, между прочим), так и не состоялся. КБ на фоне памятника погибшим автозаводцам. Ныне снесённого и выброшенного на свалку. Модель Москвича–2141 — это был откровенный плевок в лицо всему КБ. Вместо показанных выше моделей серии 3–5–* начальство распорядилось… копировать американскую "Крайслер Симку". Собственно, 2141 — и есть копия "Симки". Глупая и неудачная. После этого с завода ушли несколько ведущих конструкторов. Москвич С–1 — тоже из зарублененых проектов. Что было дальше — слишком грустно. Уродливые и мелкосерийные автомобили не спасли завод в 90–х — новое оборудование сгнило в контейнерах, так и не будучи распечатанным, линии производства потихоньку разобрали и сдали на металлолом в прошлом году. Музей с уникальными экземплярами просто выбросили. К счастью, его удалось спасти… Нет уже ни завода, ни конструкторов тех… Но осталась история. И она — достаточно славная. Не в пример АвтоВАЗу. Спасибо за фотографии неизвестному сотруднику АЗЛК, опубликовавшему их однажды в своём веб–альбоме.
|