Приветствую Вас Гость | RSS

Четверг, 28.03.2024, 15:27

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Истории, легенды, факты [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Друзья сайта
  • Вся правда о Константиновке
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » CCCР » Истории, легенды, факты

    Та самая "Победа": легендарный ГАЗ М20 (текст+фото)

    Есть модели автомобилей, при виде которых возникают ассоциации с какими-то людьми или событиями, но зачастую сугубо личными. И лишь одна машина самим своим существованием напоминает всем о важнейшей дате для наших дедушек/бабушек/родителей – Дне Победы. Она так и называется: «Победа». И именно ей будет посвящен этот праздничный пост…

    Ещё в 1941 году с первыми трофеями Красной Армии на Горьковский автозавод им. Молотова попал отбитый у вермахта Opel Kapitan. Главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт решил, что этот автомобиль с несущим стальным кузовом и рядным 6-цилиндровым 55-сильным мотором станет прообразом послевоенной легковушки. В начале февраля 1943 года на совещании в Наркомсредмаше Липгарт смог обстоятельно обрисовать все будущие модели, среди которых был и легковой ГАЗ-25 «Родина», впоследствии ставшей «Победой». Двигателем в этом проекте был заявлен 6-цилиндровый ГАЗ-11, являвшийся отечественным аналогом американского Додж Д5. За проектирование кузова взялся художник-график Вениамин Самойлов, переосмысливший Опель Капитан и создавший обтекаемый кузов – без выступающих крыльев, с утопленными фарами. 

    Официально правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля завод получил в феврале 1943 года, сразу после победы под Сталинградом. Даже после бомбёжек 1943 года, когда ГАЗ был на гране остановки, работы над машиной не прерывались и уже в июне 1945 года Липгарт показал «Победу» Иосифу Сталину в Кремле. Причем сразу в двух модификациях : с 6-ти и 4-х цилиндровыми двигателями. Как ни странно, Иосифу Виссарионовичу машина не особо понравилась, особенно тот самый 6-цилиндровый вариант, напоминавший о западных автомобилях. Не понравилось Сталину и первоначальное название «Родина». Чтобы выразить свое недовольство, он «тонко» намекнул о необходимости сменить название вопросом «А сколько будет стоить «Родина»?». Ясное дело, что дать ответ никто не осмелился, ведь его можно было трактовать по-разному. Тогда Сталину предложЫли назвать машину «Победой», после чего он сказал «невелика победа…», но всё же согласился, тем самым дав разрешение назвать автомобиль этим именем. Уже 26 августа вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», в котором, в частности, предусматривалось начать серийный выпуск автомобиля «Победа» с 28 июня 1946 года. Задание партии и правительства было выполнено в срок: 21 июня 1946 года с конвейера сошёл первый серийный экземпляр автомобиля.

       
     
     
                                    

     

    Но уже в октябре 1948 года после выпуска 1 700 машин их производство по решению Сталина было приостановлено. Причина — та же, что сейчас у Тойоты — отзывы и просчеты в разработке. Так, например, в июле 1948 года металл для штамповки кузовных деталей шёл с браком до 62%. Кузов был слишком тяжёлым, большое количество сварных швов снижало его эстетическую целостность , салон был негерметичным, отсутствовал обогрев, а расстояние от заднего сиденья до потолка было слишком маленьким. Для советских военачальников, которые использовали «Победу» в Западной Европе, была на пять сантиметров уменьшена толщина заднего сиденья—иначе они не могли ездить в машине, не снимая папахи. А главное, машина получилась малодинамичной, ненадёжной и расходовала много бензина. Директора ГАЗа Лоскутова освободили от должности, а Липгарту объявили выговор.

     

    В срочном порядке, как говорится «на вчера», инженерами и разработчиками были заново сделаны и доработаны в общей сложности 346 деталей. После чего 1 ноября 1949 года, после одобрения Сталиным, производство «Победы» возобновилось. Помимо штатного отопителя, опционального лампового радиоприёмника, появились электрические указатели поворотов, стоп-сигналы, электрические стеклоочистители, а также звуковые сигналы высокого и низкого тонов. А вот коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,34 — на уровне гоночных автомобилей того времени.

    Выпускались многочисленные варианты «Победы»: выкрашенная в защитный цвет — армейский, сине-красный со спецфонарём –милицейский, «скорая помощь» с выдвигающимися из багажника складными носилками и, конечно, такси, которых с 1949 по 1958 годы было изготовлено 37 492. Для южных областей предназначался кабриолет с жёсткими боковинами и складным матерчатым верхом.

     

                                             .

     

    Всего с 1949 по 1954 годы произвели 14 222 кабриолета, стоивших дешевле закрытой версии, что и доныне можно считать нонсенсом.

    После модернизаций и доработок, «Победа» показала себя настолько удачной и надежной, что ее начали экспортировать за границу. В связи с таким успехом в 1950 году под руководством бывшего авиаконструктора Смолина были построены три прототипа «Победа-спорт», под капотом которых стоял механический компрессор, позволявший развить мощность 105 л.с. вместо 50. На этом автомобиле гонщик Михаил Метелев стал первым чемпионом СССР по автоспорту.

                                             

    В 1955 году появилась третья серия «Победы», получившая, наконец, собственный индекс: ГАЗ-М20В. Мотор был форсирован до 52 л.с., усовершенствована ходовая, обновился салон, самое заметное – облицовка радиатора была переделана под стиль американских машин 1948-50 гг. Радиоприёмник стал неотъемлемым атрибутом каждой «Победы», незначительно изменились передние крылья.

                                    

    В 1955 году можно сказать «specially for Hruschov» Григорий Вассерман, создавший легендарный ГАЗ-69, предложЫл соединить «Газик» и «Победу», получив таким образом ГАЗ-М72. Эта затея очень понравилась Хрущёву, который тогда был одержЫм идеей освоения целины. После оперативной подготовки (всего з дня!!) проекта внедорожной «Победы» появился первый в мире внедорожник с комфортабельным безрамным кузовом, превосходивший по проходимости и комфорту родоначальника этого класса, рамный Виллис Стейшн. Таких комфортабельных вездеходов с 1955 по 1958 выпустили всего 4 677 штук.

                                              

     

    Уже перед «финишом» в 1956 году советский дизайнер Юрий Долматовский поработал над рестайлингом «Победы» ради повышения комфорта: заднее стекло машины было увеличено, передние сиденья стали раздельными, изменилась форма заднего дивана, получившего боковую поддержку. Но, к сожалению (а может и к счастью!), «Победа-НАМИ» так и не попала на конвейер…

     

                                              

     Производство ГАЗ-М20 было полностью остановлено в 1958 году на отметке 235 999 экземпляров, хотя уже в 1956-м году готовили новую легенду – ГАЗ-21 «Волга». Но это уже другая история…

    Сколько сегодня осталось автомобилей «Победа» не знает никто, но некоторые из них получают вторую жЫзнь. Одни — руками реставраторов, другие — тюнеров. Но так или иначе, «Победа» жЫва и будет жЫть вечно. Равно как и память о всех тех людях, которые воевали не за Победу, не за Сталина или другого диктатора, а за Родину! С Днем Победы!

    P.S. Хотя бы в этот день не забудьте позвонить своим родственникам-ветеранам. Для них это даже не День рождения и не День свадьбы…

     

    ТЖ










    Статья: http://topgir.com.ua/simvol-9-maya-ili-samaya-pobedonosnaya-mashina-sssr-20-foto/

    Категория: Истории, легенды, факты | Добавил: defaultNick (12.01.2013)
    Просмотров: 1113 | Теги: М20, газ, победа, СССР, россия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: